Часть 19. Мой "Джордано"...

..."Джордано". Это имя, это название для меня и радость, и боль. Радость, потому что мне посчастливилось, пусть и один единственный раз, но все же увидеть воочию этот потрясающий спектакль... Увидеть вершину драматического таланта Валеры!


А боль оттого, что "Джордано", подобно ослепительной комете мелькнул и исчез, рассыпавшись огненными брызгами. Никто и никогда больше не делал попыток возродить спектакль. Дальше разговоров дело не шло.
Помню было интервью с Лорой Квинт, где ее спрашивали о судьбе "Джордано", а она открещивалась - "Я композитор. Этого должен хотеть главный герой!" "Так он хочет! - говорила журналистка, а Лора усмехалась - "Хочет! Но ничего для этого не делает!" "А почему он должен что-то делать? Он же артист, певец!" - защищала Валеру ведущая. "А почему я? Я композитор!" - парировала Лора.
Вот на уровне таких разговоров все и затихло.


Потом Валера рассказывал, что был готов возить "Джордано" в виде моноспектакля - "Эту оперу мы собираемся включить в план гастролей, - говорил Валера в конце 89года, - В спектакле буду петь один я, а многое будет звучать в виде записей. Зрительный ряд будет представлен в спектакле балетными исполнителями. Скажем, балерина танцует, а в это время слышится запись в исполнении Долиной. Такой метод позволит нам сравнительно легко "прокатывать" спектакль."


Но все это было похоже на утопию. И не осуществилось. А в начале 90х годов Валера опять возвращался к мысли о "Джордано". "Хочу все же восстановить его. Уже сделан эскиз новых декораций. Обновит свою музыку и композитор Лора Квинт. Потом запишем на телевидении. Отснятый на пленку спектакль будет жить..." - делился Валера своими планами в начале 90х. Уже и место премьеры возрожденного "Джордано" определили , это должен был быть МХАТ на Тверском бульваре....


Не случилось, не состоялось, не сбылось. И теперь обидно, что может из за этого, а может просто от беспечности и даже безалаберности Валеры по отношению к себе и своему творчеству, от "Джордано" мало что осталось. Артист даже не думал о том, как сохранить то, что уже сделано, та же Лора Квинт убедила Его что транслировать "Джордано" было бы глупостью... И спектакль так и не сняли. Нет ни одной профессиональной записи этого действа целиком. Спасибо, что ленинградский режиссер В.Шерстобитов , к сожалению уже ушедший, в свое время снимал фрагменты "Джордано" и мы потом могли их видеть в выпусках передачи "Поп-антенна". Спасибо огромное и "Дельтаплану", который недавно восстановил и реанимировал те любительские записи, что были!


И все же.. Все же... "Джордано" незаслуженно забыт и незаслуженно погиб...
Может еще и потому, что он был из будущего, опередил свое время. И сам Валера признавал, что появись "Джордано" лет на 10 позже, возможно у него была бы более счастливая судьба.
Но, увы, этого не случилось. И поэтому больно.


Для меня "Джордано" не просто спектакль, не только гениальная игра Валеры и божественная музыка Лоры Квинт. Это нечто большее...


"Мечта о Джордано пришла ко мне из детства,- рассказывал Валера, - как-то в пятом или шестом классе учительница литературы предложила нам выучить стихотворение на выбор. Чтение было моей страстью, но в тот раз не пришлось рыться в книгах. Перелистывая журналы, вдруг наткнулся на стихотворение "Восхождение Джордано Бруно на костер". Мальчишеское воображение разгулялось, я оказался в Риме, на площади Цветов. Стихи запомнились сразу: Джордано навсегда врезался в память. "


Может это кому-то покажется странным, но у меня все было почти так же. Одним из "моих" героев еще в школе был Джордано Бруно. В шестом классе, листая учебник истории я наткнулась на портрет темноволосого итальянца под которым было написано "Джордано Бруно". Мне понравилось и имя и человек на портрете. Была в нем какая-то энергетика. Я прочла о судьбе Джордано и она поразила мое девчоночье воображение. Я перечитала все книги о нем, которые были в фонде библиотеки. И почему-то непроизвольно ассоциировала его с Валерой, который тоже уже стал моим "героем". Так получалось, что начинала думать о Джордано и мысли плавно переходили на Валерия Леонтьева. И наоборот. Мне казалось, что они похожи. Есть общее.Но и представить себе не могла, что также будет думать и Лора Квинт! О ней я тогда еще ничего не знала.


И вот в 1987г. я слушала по радио интервью с Ларисы Долиной, которая вдруг сказала, что готовится опера «Джордано», главную роль в которой будет играть… Валера!!! Моего «исторического» героя из прошлого будет играть мой сегодняшний герой! Я об этом и мечтать не смела. Но вот… так сложилось. Совпало. И ещё больше притянуло меня к Нему.

А в начале 89-го г. Валера приехал в Ленинград. С оперой «Джордано». Я даже боялась заикаться, чтобы мне достали билет. Но его достали!
С замиранием сердца я ждала того дня, когда поеду на спектакль. Билет у меня был шикарный. Шестой ряд, проход!
Спектакль был дневной. Нужно было прогуливать школу. По физике ожидалась контрольная. Меня спросил учитель, почему меня не будет на контрольной? А я ему честно сказала, что еду в Ленинград на спектакль. И что, никак невозможно перенести эту поездку? Посмотреть спектакль в другой раз? Нет, никак!
Моя откровенность сыграла мне на руку. Отпустили…


Я уехала на эту оперу одним человеком. А вернулась другим… Спектакль потряс, удивил, ошеломил! А восхищение Валерой было настолько сильным, что мне казалось — я теряю рассудок. И было от чего!
Три роли Он играл. Шута, Джордано и Сатану. Я поражалась Его смелости — играть самого князя тьмы! Ведь наверняка это вызовет резонанс — начнутся нападки со стороны представителей церкви.
Да и сам Джордано — отъявленный еретик. Играть такой дерзкий, бунтарский спектакль — на это мог решиться только Он.


Три роли. И в каждой Он был органичен. Как менялся Его голос! Каким смешливо-дерзким, ироничным и одновременно отчаянно-грустным был Валера в роли Шута. А в роли Джордано — лиричным и снова дерзким, гордым, смелым, страстным. А в роли Сатаны — мотив свободы, разгульной вседозволенности, всемогущества, всесилия.


И Его голос подчеркивал эти особенности героев. Сам Валера говорил тогда, что "я пережил на сцене изумительные, драматические, счастливые и неповторимые мгновения." И такие же мгновения переживали зрители.


В финале люди плакали. Я сама не могла сдержать слез, когда Он, в рубище, истерзанный и измученный палачами, шел по лестнице, устланной алыми плащами, шел на свой костёр, поднимался всё выше и выше. А над Ним сияла одна звезда. И вот последний миг — под похоронный хор Он дошел до самой верхней ступеньки… Обернулся в последний раз… И звезда погасла.
Это был такой пронзительный, щемящий момент. Он был настолько искренен, что казалось — все. Больше Он и вправду не вернется. Последний взгляд, как прощание... И тогда душа наполнялась ужасом, болью, горечью. И слезы капали… И не у меня одной. Сидевшие рядом люди, по-видимому, испытывали то же, что и я.


А потом был финал, поклоны. Сцена, ярко освященная, все герои действа. И Он — Валера. Главный герой. Главная звезда.


На премьере в Москве поклонники увенчали Валеру золотой короной, а одна женщина, когда дарила цветы, не выдержала, и опустилась перед Ним на колени.
Сейчас-то я понимаю, какие смешанные чувства испытал в тот миг Валера. Он, наверное, в душе растерялся и смутился. Правда, нашел выход — Он же все-таки актер. Он простер над этой женщиной руку, как будто благословляя.


Но все это я понимаю сейчас… А тогда… Тогда я бы поняла эту женщину. Его духовная сила была так велика, свет, который Он излучал! В сером рубище с крестом на шее… длинные волосы, бездонные трагичные глаза… иконописное лицо. Так велика была Его власть над залом, над всеми нами.
А зал просто захлебывался от восторга. И минут двадцать Валера ещё стоял, улыбался, кланялся, прижимал руку к сердцу и благодарил.


После «Джордано» я очень долго приходила в себя. Никак не могла вернуться в повседневную реальность жизни. Бредила этой оперой, бредила Валерой.
У меня не было записей этого спектакля. «Мелодия» обещала выпустить две пластинки. И каждый месяц я мучила продавцов вопросом: не поступала ли в продажу опера «Джордано»? Те только недоуменно качали головами. А однажды по приемнику передавали репортаж с «Джордано» и фрагменты. Я услышав это, рванула к магнитофону, стала присоединять шнур к приемнику, чтобы записать. А от шнура отпаялся какой-то проводок… Я никогда не держала в руках паяльник, но сейчас другого выхода не было — я схватила паяльник, олово и канифоль и припаяла впервые в жизни этот проводок. И всё получилось. И всё записалось. Я стала обладательницей бесценных записей — фрагментов оперы «Джордано».


Каждую ночь я открывала окно, садилась на подоконник, надевала наушники и смотрела в ночное небо на звезды. А голос Валеры пел: «Когда свой первый луч пошлет заря…»
Остального мира для меня не существовало. Сразу пришли строчки стихотворения:


И сцена - яркое пятно
И лестница уходит вдаль...
А в зале тихо и темно,
Рождает музыка печаль.
Внизу кружат вороньей стаей
Лохмотья, ризы и плащи,
Несутся, жизнь Его сжирая
Шуты, монахи, палачи.
А Он не видит круговерти,
А Он идет, идет туда
Где выше тлена, выше смерти
Одна горит Ему звезда.
Лишь к ней протянуты ладони,
Она притягивает взор
И Он идет под похоронный,
Зловещий, нестерпимый хор.
Внизу клокочет пламя злости,
Вдали костер безумца ждет,
Но "по угольям как по звездам
Приду" - негромко Он поет.
Все жарче огненная бездна,
Иуды ближе торжество,
Вот миг еще и Он исчезнет,
Восторжествует снова зло.
Последняя ступень. За ней
Конец, но презирая страх
Он сделал шаг к звезде своей
Она горит в Его руках...
......................................
Умолкли звуки, свет погас,
Не видно стало декораций
И вдруг притихший зал потряс
Гром нескончаемых оваций!
Он по глотку триумф вдыхает,
К ногам летят охапки роз.
Звездой в глазах Его сияет
Восторг победы, смеха, слез...


"Джордано" стал легендой сразу! Сколько историй, сколько баек ходило среди поклонников. В 90е годы, когда произошло мое вхождение в этот мир, мир почитателей Валеры, я слышала душераздирающую историю о том, как однажды на дневном спектакле актеры, играющие палачей так вжились в свои роли, что тащили, волокли несчастного Джордано с особой страстью и вывихнули Валере ключицу! С адской болью, практически теряя сознание Он отыграл свою роль. А потом Ему поставили обезболивающую блокаду и Он играл и вечерний спектакль. Но когда в Ленинграде Лариса Долина то ли ушибла, то ли сломала палец на ноге, она отказалась играть. Зрителям сообщили, что вместо оперы "Джордано" состоится сольный концерт Валерия Леонтьева! И говорят, никто не сдал билет обратно. А Валера начал концерт спустившись из под колосников на канате! Зрители были в восторге!


А еще рассказывали, что после "Джордано" был устроен банкет, а Валера с него "смылся". Cтали поднимать тосты за главного героя, а Его нет. И что искали Его долго, но так и не нашли. Потом оказалось, что Он залез в сценический гроб и там спал...


Не знаю насколько эти байки правдивы, но то, что Валера спал в гробу, это так. Он сам рассказывал, что между дневным и вечерним спектаклями было много времени, Он хотел спать. А в гробу было тихо, тепло, темно и Он облюбовал его как место для отдыха....


Пластинка с записью оперы так и не вышла. Но в те же 90е мне удалось достать запись этого спектакля! Боже! Как я была счастлива! Как благодарна тем людям, которые ее записали....


Прошло 25 лет. Валера перестал называть "Джордано" этапом своего творческого пути. И оставил его в прошлом. В том прошлом, в которое Он не любит возвращаться. А недавно прочла, что оказывается Лора Квинт хочет возродить "Джордано". Но... без Валеры. Как это возможно, я представляю слабо. Опера писалась для Него и "под" Него. И на мой взгляд, это тот случай, когда замена невозможна. Помню интервью с Валерой и Лорой, где журналистка сказала, что ей показалось, что "Джордано" это их "звездный час". И Лора, такая счастливая, торжествующая, с сияющими глазами говорила о том, что это не так! Что они не такие старые и дряхлые и натворят еще что-нибудь! И время покажет, что такое "звездный час", что такое "не звездный час".


И время показало, что та журналистка была права и "Джордано" стал для Лоры Квинт тем самым "звездным часом", когда это лучшее и оно же и последнее. И зайти дважды в одну реку у нее вряд ли получится. Что ж, время покажет.

Вeроника Родкевич, специально для www.leontiev.com

Комментарии читателей:

Алина

Опера "Джордано" - это давняя мечта Валерия, и Лора, как Великий Мастер своего дела, осуществила её.
Очень люблю и уважаю Лору Квинт, а их творческий союз с Валерием Леонтьевым - это что-то незабываемое. Песни "Я - просто певец", "Свидание в Юрмале", Мои друзья", "Маленькая колдунья" до сих пор на слуху.
Вероника, огромное Вам спасибо за яркие воспоминания! Жаль, что ничего уже не вернуть назад. Остаётся только в тайне надеяться, что может когда-нибудь хоть что-то повторится.

Дата:2013-08-08 21:28:38

Цитата Ответить

Вероника

Да,я когда писала,не знала что информация о восстановлении оперы, которую журналистка КП вложила в уста Валеры - фикция! Он ничего подобного не говорил! Это все придумано!

Дата:2013-09-04 18:51:58

Цитата

Ольга Боткина

Спасибо, Вера, за твой рассказ, он пронизан болью и восторгом.
Опера не погибла, ее помнят многие тысячи зрителей в Москве и Петербурге, теперь, благодаря сайту "Дельтаплан", поклонников у оперы станет еще больше!!!!!!!!!!!!!
Времена были "лихие", "стадионный чес"... "Количество ослов - загадка для меня"!

Дата:2013-08-06 20:06:20

Цитата Ответить

Элеонора из 80-х

Верунчик!Нет слов!!!

Дата:2013-07-31 22:07:35

Цитата Ответить

НинА

Вероника! СПАС

Дата:2013-07-30 01:58:22

Цитата Ответить

Воспоминание

Дата:2013-07-30 01:27:39

Цитата Ответить

Вероника

Это был журнал Кругозор, к которому прилагались гибкие" миньоны".Если мне не изменяет память, там были из "Джордано" "Баллада об ослах" и "Когда свой первый луч пошлет заря".

Дата:2013-07-30 15:50:59

Цитата

Катя

Спасибо!Эдорово!

Дата:2013-07-29 23:35:05

Цитата Ответить

Татьяна Ь

Блестящая статья! Огромное спасибо Веронике за воспоминания, так ярко осветившие это событие с "Джордано"! Событие в театрально-музыкальной жизни грандиозное, но столь мало оцененное...
Да, действительно похоже, что артиста роднило нечто духовно общее с Джордано Бруно, хотя они разделены и веками, и странами, и родом занятий: Джордано в стремлении к своей звезде истины был в определенном роде художником, Валера - несомненно бунтарем...

Дата:2013-07-29 21:35:36

Цитата Ответить

Татьяна

Вероника, спасибо, от всего сердца…! На мой взгляд, это одно из лучших предоставленных нам Ваших «воспоминаний»! Когда читаешь такое повествование, забываешь о еде, обо всем забываешь, питаешься духовно. Вы открыли мне новые грани Валеры - Артиста. Валера спал в гробу…, да не каждый артист туда соглашается залезть, даже если это нужно сделать по сценарию, некоторые даже отказываются от роли из-за этого. А играть с вывихнутой ключицей?!

Дата:2013-07-29 13:18:44

Цитата Ответить

Admin

Мы сохранили фон, как стилистку всего сайта. На наш взгляд, вроде бы удобно.
У кого какие мнения?

Дата:2013-07-29 16:19:40

Цитата

Татьяна

Вероника, спасибо, от всего сердца…! На мой взгляд, это одно из лучших предоставленных нам Ваших «воспоминаний»! Когда читаешь такое повествование, забываешь о еде, обо всем забываешь, питаешься духовно. Вы открыли мне новые грани Валеры - Артиста. Валера спал в гробу…, да не каждый артист туда соглашается залезть, даже если это нужно сделать по сценарию, некоторые даже отказываются от роли из-за этого. А играть с вывихнутой ключицей?!

Дата:2013-07-29 13:18:44

Цитата Ответить

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Что бы автор делал без талантливого исполнителя. Может, хватит доить артистов эстрады.

Дата:2013-07-29 12:45:39

Цитата Ответить

Наташа

Согласна с Вами, если бы Квинт отдала оперу лругому артисту - про нее забыли бы уже в момент исполнения...А Валера ягодку делает из всего...

Дата:2013-07-30 13:49:14

Цитата

Поддерживаю!

В гостевой отлично написали читатели!
Не пора ли навести законодательный порядок.

Дата:2013-07-29 12:41:18

Цитата Ответить

Taraka Buchanan

spasibo !

Дата:2013-07-29 03:45:11

Цитата Ответить

Алекс@ндр

Спасибо за то, что делитесь своими впечатлениями, и тем самым предоставляете возможность и нам прожить эти мгновения!

Дата:2013-07-28 23:00:22

Цитата Ответить

АленаС Сафонова

Вероника, огромное спасибо Вам за замечательный рассказ!

Дата:2013-07-28 22:07:04

Цитата Ответить

Тоже читатель...

В детстве краешком глаза видела спектакль по ТВ(может это анонс был,но шел достаточно долго.Перепутать не могла т.к хорошо запомнила образ шута у Лентьева(удивилась очень)и служителей церкви.Поразила музыка.Для детского восприятия мрачная и страшная показалась,но канал не переключила.Финал не помню...Может действтельно был анонс...

Дата:2013-07-28 21:35:50

Цитата Ответить

Вероника

Возможно вы смотрели именно "Поп-антенну" по Ленинградскому ТВ! Потому что Шерстобитов много записывал - и пролог,и дуэт, и мессу,и финал...

Дата:2013-07-28 23:57:01

Цитата

Динёк

Вероника,огромное спасибо за Ваше творчество!Я тоже не представляю "Джордано" без Валерия.То, что ушло в прошлое,пусть так и останется. Помню , я переписывала с приёмника фрагменты "Джордано".Потом мне попался журнал "Кругозор"с гибкими пластинками и шикарным фото Валерия.На одной из пластинок- фрагмент оперы.Как хорошо,что есть ДЕЛЬТАПЛАН.Огромное Вам спасибо за проделанную работу и за сбывшуюся мечту.

Дата:2013-07-28 21:15:37

Цитата Ответить

Elena_33480

Вера, спасибо за интересную статью, фото и стихи! Для нас образ Джордано всегда будет связан с Валерой,- нет ему равных.

Дата:2013-07-28 20:54:18

Цитата Ответить

Вероника

Да, я помню про историю с Бродвеем. Что Майкл Оуэн предлагал повезти Джордано туда.

Дата:2013-07-28 20:41:44

Цитата Ответить

С

Вера! Большое спасибо!

Дата:2013-07-28 20:18:33

Цитата Ответить

Санта-барбара_ОК

Спасибо, Вера!
Помню то время, когда по радио шла передача о Джордано. Записала. Переслушивала тысячи раз!

Дата:2013-07-28 20:06:36

Цитата Ответить

Таня Т.

Да, быть очевидцем такого-огромное счастье!

Дата:2013-07-28 19:54:58

Цитата Ответить

Logic

Спасибо за воспоминания, за супер фотографии. Белая зависть - такое увидеть, такое пережить.

Дата:2013-07-28 19:44:43

Цитата Ответить

Читатель

Вера! Огромное спасибо за память! За то что делитесь своими воспоминаниями и своими чувствами!!!
А знаете кто погубил оперу "Джордано"?
Сам автор...
Это Лора Геннадьевна, опьяненная премьерным успехом оперы и лестными отзывами, решила ставить оперу на Бродвее.

Дата:2013-07-28 19:44:11

Цитата Ответить

Dmitriy

Вера! Огромное спасибо за Ваш труд и эмоции, исходящие из глубины сердца, но вызвали изумление некоторые беспочвенные , оскорбительные комментарии в адрес замечательного и уникального композитора Лоры Квинт. Для меня "Джордано", как первая любовь,потому, что в то время я был самый молодой сотрудник зала "Россия" и имел возможность видеть и слышать не только все спектакли, но и то, что остается незаметным для глаз публики. Хочу внести ясность: права на постановку оперы и на само произведение (музыка и лит часть) принадлежали Министерству культуры СССР. Авторы никак не могли влиять на прокат этого произведения хоть в Америке, хоть в Урюпинске.)) Американские продюсеры предложили существующий спектакль показать в Америке, но руководство зала не стало работать над этим, так как у дирекции к тому времени еще не было такой практики и опыта, к тому же никто не мог себе представить, что спектакль прекратит существование. Съёмка телеверсии спектакля требовала двух съёмочных дней без зрителя. Дирекция зала не захотела выделять эти дни, так как лишалась огромной выручки. Смешно читать, будто Лора Квинт - молодой ленинградский композитор могла отменять и запрещать съёмки в государственном зале, находящемся на особом режиме))) Она и гонорар свой, жалкий, (за такое произведение!!!) смогла получить только через полтора года - Шаболтай выбивал с криком из Министерства!!
После серии спектаклей 89 года зал "Россия"- собственник постановки, несколько раз пытался заключить новые договора с главными исполнителями, но получал отказ. Директора говорили, что им нужно содержать большие коллективы. Для них важнее зарабатывать на стадионах, пока есть такая возможность. Артистов тоже можно понять. Они раньше получали за сольный концерт 49 рублей 50 копеек, а в 1989 году за выход на стадионе в сборном концерте от 8 до 12 тысяч!!!
Спектакль не смог быть восстановлен и потому, что был, говоря сегодняшним языком, анрепризой. Если бы он шел в театре, где свой оркестр, труппа, балет, то мы с вами, наши дети и внуки до сих пор радовались бы этому произведению.
Уважаемая Вера! Набрел на Ваш замечательный труд потому, что хотел прочитать высказывания о музыке Лоры Квинт в связи совсем с другим артистом. Так же как и Вы называют музыку Лоры божественной, гениальной поклонники совсем других артистов и спектаклей, а это значит, слава Богу, что у Лоры Квинт много звездных часов, просто они, к моему величайшему сожалению, не связаны с Валерием Яковлевичем, а поэтому остаются вне поля Вашего зрения.

Дата:2015-07-01 12:13:52

Цитата

Оставить комментарий
Имя:*
E-mail:
Комментарий:*