Эссе на тему шоу "Шестая жизнь"

«Что в этом мире памяти капризней?..»

Сегодня мне хочется вспомнить и напомнить вам, дорогие читатели, о шоу-программе Валерия Леонтьева «Шестая жизнь» (2003 г.). Дело в том, что к этой концертной программе у меня особое отношение. И вызвано такое отношение двумя главными факторами: во-первых, это был первый сольный концерт артиста, который мне посчастливилось посмотреть не по телевизору, а в зрительном зале; а, во-вторых, это был потрясающий период моей жизни – годы ранней юности. Ведь именно в этом возрасте все жизненные впечатления воспринимаются многими людьми наиболее остро, наиболее ярко, наиболее искренне, оставляя неповторимый след в уголках взрослеющей души. И моя взрослеющая душа здесь не стала исключением.

Вообще, стоит заметить, что на формирование личности любого человека самое непосредственное влияние оказывает искусство в самых разных его формах и жанрах. Ведь искусство – эта сфера высокопрофессионального человеческого творчества, в определенной степени отражающая внутренний мир каждого художника (в самом широком понимании этого слова). Талантливые произведения тонко  воздействуют на нашу душу, постепенно преобразуя ее.  Иными словами, настоящее искусство помогает нам научиться любить, научиться чувствовать, сопереживать, сострадать, оно в значительной степени способствует формированию наших ценностных ориентиров и моральных установок, формирует эстетических вкус и комплекс индивидуальных эстетических потребностей личности. Всё это в полной мере относится к миру популярной музыки и поп-культуры.

Ни для кого не секрет, что творчество Валерия Леонтьева – значительный сегмент отечественного эстрадного искусства. Кстати, я преднамеренно не использую здесь термин «шоу-бизнес», поскольку, на мой взгляд, данный термин выхолащивает творческий аспект из современной шоу-индустрии, заменяя процессы творчества зрелищными суррогатами с ярко выраженным коммерческим смыслом. Поэтому когда речь идет о работе артистов высокого профессионального уровня – использовать  эту (пусть и популярную сегодня) терминологию не хочется. Теперь самое время от предисловий и рефлексивных рассуждений перейти к воспоминаниям о самом концерте и описанию театрализованного музыкально-поэтического содержания шоу «Шестая жизнь».

Моё знакомство с данной концертной программой происходило в зале летней филармонии одного из курортных городов крымского побережья. Мне как неопытному зрителю в преддверии концерта казалось, что на скромной сцене этого уютного зала летней филармонии артист представит такую же скромную концертную программу, где просто прозвучат знакомые и дорогие сердцу песни. Но, к счастью, мои подростково-детские ожидания вовсе не оправдала впечатляющая реальность. На скромной сцене зала уютной алуштинской филармонии, лишенной каких-либо громоздких специальных декораций, Валерием Леонтьевым и его творческим коллективом было представлено полноценное, масштабное шоу с единой зрелищной и вокально-музыкальной концепцией, визуальными спецэффектами, яркими хореографическими номерами артистов балета «Опасные связи» и самого маэстро.  Это шоу вместило в себя значительную часть золотой коллекции творческих работ Валерия Леонтьева за 30 лет профессиональной деятельности.

 

 

Программа началась с яркой хореографической зарисовки, украшенной некоторыми карнавальными элементами. Артисты балета «Опасные связи» своим красочным выступлением с использованием  эффектных эпатажных костюмов ознаменовали начало шоу и подготовили зрительскую аудиторию к восприятию мощного акробатического и визуального  эффекта – неожиданного «вылета» Валерия Леонтьева на сцену в процессе исполнения песни «Шестая жизнь». Этот полет артиста с использованием традиционных цирковых приемов впечатлил сразу. Столь необычное оформление первого вокального номера концертной программы удивило и восхитило зрителей. Сложная по своему жанровому рисунку песня с глубоким философским подтекстом была встречена единодушным теплом, пониманием и эмоциональной отзывчивостью зрительской аудитории.

Вообще, «Шестая жизнь» (муз. В. Евзерова, стихи Н. Денисова) одна из редких эстрадных песен, способных вызвать у слушателей столь разнообразную гамму чувств и эмоциональных впечатлений. С одной стороны, сюжетная линия песни приобретает легкий мистический оттенок, ассоциируясь с философией реинкарнации и «путешествием» человеческой души во времени и пространстве, а с другой – лирико-драматический сюжет этого произведения вполне может восприниматься как периодизация реальной жизни героя песни, с ее перипетиями и духовным поиском. Валерий Леонтьев при работе с этим творческим материалом традиционно использует свои индивидуальные вокальные приемы, высокий уровень артистизма, украшая технику перевоплощений искренним сопереживанием своему герою. В. Леонтьев, как исполнитель-профессионал, максимально раскрывает весь художественный потенциал этого произведения, поскольку ему, как артисту и просто как человеку, интересна тематика и проблема музыкально-поэтического сюжета песни. В одном из интервью тех лет  Валерий Яковлевич отметил: «Я попытался разбить свою жизнь на какие-то периоды, и выяснилось, что их было пять. Я сейчас не буду перечислять, ставить границы и выяснять – почему, что и как, но эта – шестая. Мы все живём несколько жизней. Случаются периоды, когда обрывается одна полоса жизни и начинается абсолютно другая история, потом третья… Каждый человек, если подумает, посчитает, то получится, что он живёт не одну жизнь. Я не говорю о реинкарнации, мистике. Даже в реально отпущенной жизни их несколько… этих жизней» [1].

Любое художественное произведение, наполненное глубоким  смыслом, позволяет его автору, исполнителю, аудитории, которой это произведение адресовано, ассоциировать ключевую смысловую идею данного произведения с духовными и эмоциональными потребностями соответственно – автора, исполнителя, слушателей и т.п. И песня «Шестая жизнь», конечно же, располагает к аналогичному восприятию. Эта песня неординарна, в определенной степени проникнута эклектизмом, поскольку сочетает в себе смешение жанров (драматизм сюжета, рефлексивные переживания лирического героя сменяются идеями патриотизма, жажды жизни, силой духа, оптимистичным настроем героя, его молодым задором). Музыкальный рисунок песни в своей композиции содержит ярко выраженные танцевальные ритмы. За счет этого песня приобретает легкость и становится понятной и близкой для разной категории ценителей творчества артиста (она одинаково интересна как молодежной аудитории, так и людям зрелого возраста). Поэтому исполнение песни «Шестая жизнь» требует от певца очень большого напряжения, глубокого эмоционального проникновения в ее идею, умения незаметно для зрителей изменять своё эмоциональное состояние и расширять границы своей роли в соответствии с условиями музыкально-поэтического сюжета исполняемого произведения. Редкий артист справился бы с этой задачей на таком высоком уровне, как это сделал Валерий Леонтьев. Очевидно, авторы песни учитывали творческий потенциал и масштаб таланта Валерия Леонтьева при ее создании.


В частности, поэт Николай Денисов, рассказывая о своем многолетнем сотрудничестве с В. Леонтьевым, отметил: «он изумительно себя ведет, создает прекрасную атмосферу, и это все еще раз говорит о том, что он – великий лицедей. Такой, что к любой маске свое нутро подключает. На сцене он – настоящий актёр. <…> Он абсолютно не соединяет то, что на сцене, и то, что в жизни. Это дико для него! Поэтому я и не пытался в его внутренний мир вникать. Я шёл от него как от актёра, от его возможностей» [2].     


      В «Шестой жизни» меня очень впечатляет метафора, неординарным образом выражающая патриотические чувства героя песни:

«Я знал пять стран:

   одна другой красивей,

      Их называл я родиной своей,

       Но в этот раз родился я в России,

        Пять жизней я искал дорогу к ней!»

В одном куплете заложено столько любви к своей стране, столько восхищения ею: её просторами, пространственной красотой, особой судьбой, великой культурой и героической историей. Когда концертная программа начинается такой масштабной, сложной, глубокой песней, то вся концепция шоу должна соответствовать столь эффектному началу. И Валерий Леонтьев верен этому принципу. После путешествия по шести жизням своего лирического героя артист предлагает публике поразмышлять о судьбе свободолюбивой птицы, заточенной своим хозяином в клетку...

         О чем эта песня-притча? Только ли о птице? И о птице ли, вообще? Может о метущейся душе творческой личности, втиснутой в жёсткие рамки идеологических приоритетов или сиюминутных веяний моды? Или о вечной тяге каждого человека к свободе? К  свободе от чего? Возможно, от ярма той или иной социальной  формации, возможно - от перенасыщающих нашу жизнь предрассудков или внутренней неустроенности… А может быть эта песня о гармонии с Вечностью, Природой, смыслом бытия? О поиске такой гармонии. Каждый слушатель решает для себя сам. Но ясно одно – эта песня-притча о настоящем, неподдельном, всегда волнующем. Крик души, порыв, молитва… Для каждого своя.

Возрождение артистом в своем репертуаре песни «Птица в клетке»  (муз. А. Морозова, стихи С. Романова) позволило новому поколению зрителей лучше понять те сложные условия конца 1980-х – начала 1990-х, в которых В. Леонтьев формировал свой неповторимый исполнительский «почерк» и упорно отстаивал своё право на свободу творчества. Глубокий художественный сюжет песни, столь оригинально маскирующий в себе назревшие социальные проблемы и отражающий тягостность минувшей эпохи для жизни по-настоящему творческой личности, выводит эту песню далеко за рамки поп-культуры. Те выразительные вокальные средства, которые использует Валерий Леонтьев при исполнении «Птицы в клетке» обостряют зрительское восприятие произведения, вызывая чувства эмоционального напряжения и сопереживания проигрываемой в сюжете ситуации и ее скрытому смыслу. Включение в шоу-программу этой песни придает всему сценическому действу уникальный оттенок – оттенок особого творческого процесса, который вне моды, вне массовости, и даже вне эстрады в привычном понимании этого жанра. Это область высокого искусства – искусства вне жанров и вне времени. В контексте этих рассуждений мне вспомнилась еще одна интересная цитата из интервью Валерия Леонтьева: «Мудрость... Замечательно, если ты мудр, а если нет, то, по крайней мере, выходя на сцену, ты должен выносить какой-то яркий, свой собственный эмоциональный мир. Если нет мудрости, то нужно попытаться заменить ее эмоциями на сцене. Я, собственно говоря, не уверен, что зрители приходят почерпнуть мудрости на эстрадный концерт. Они приходят сопереживать, чувствовать то, что чувствую я. Если у нас это получается, значит, это уже мудро» [1].

Мудрость всегда соседствует с глубиной – глубиной восприятия жизни, взаимоотношений людей, глубиной творчества, чутким отношением к другому человеку. Если придя на эстрадный концерт можно соприкоснуться со всем этим и поразмышлять об истинных ценностях, значит, можно почерпнуть и мудрость.

Но каждая шоу-программа нуждается в своевременной смене декораций, тем, героев, чувств. Это делает ее динамичной и «живой». Вот и здесь режиссер, актер, певец аккуратно меняет тему, едва заметно «отвлекая» своего героя, а за ним и зрителя от глубокого духовного поиска и рефлексивных переживаний. Теперь всеобщее внимание приковывает «далекий, горячий Восток» и Роза Каира, ослепляющая своим пурпурным сиянием и музыкой Кима Брейдбурга.

Яркий хореографический номер балета «Опасные связи» с элементами чувственного восточного танца, тематическими костюмами, красочным цветочным реквизитом в синхронном сочетании с экспрессивным вокальным номером самого артиста воспринимался зрителями как мини-спектакль под названием «Роза Каира» (муз. К. Брейтбурга, стихи С. Сашина).

Египетские мотивы, высокая энергетика, оригинальность песни, талант, профессионализм Валерия Леонтьева и артистов его балета были максимально проявлены в этом мини-спектакле.

«Виновник» - еще одна жемчужина в творческой коллекции артиста.  Чарующие стихи Анны Ахматовой, органично сплетенные в единый завершенный романтический сюжет и обрамленные легкой музыкальной иллюстрацией Владимира Евзерова, трансформировались в популярный хит конца 1990-х. История зрелой любви, взаимной тоски мужчины и женщины друг по другу, каскад их сокровенных переживаний и сожалений легли в основу этой лирической баллады.

Удивляет, как естественно и непринужденно удается Валерию Леонтьеву регулировать и изменять свое эмоциональное состояние, точно улавливая настроение каждой исполняемой песни и полностью раскрывая перед публикой её художественный потенциал.

Мне запомнилась актерская импровизация В. Леонтьева, выраженная в непринужденной и немного шутливой игре с залом во время исполнения «Виновника». Этот прием, грамотно и своевременно использованный артистом,  в определенной степени сужает дистанцию между ним и   публикой, позволяя зрителям стать настоящими участниками творческого действа.  

 Одна лирико-драматическая баллада сменяется другой. Мировой хит «Une vie d’amour (Вечная любовь)» (муз.Ж. Гарваренца, стихи Ш. Азновура) в исполнении Валерия Леонтьева не менее интересен. Умение артиста тонко прочувствовать драму отношений влюбленных, воспринять горечь расставания героев песни, горечь их томительной тоски друг по другу и жажды воссоединения, умение преломить всю остроту этого музыкально-поэтического сюжета через собственную душу и на основе такого творческого процесса предложить публике в качестве конечного результата свою уникальную интерпретацию песни – восхищают.

Искусствовед Виталий Вульф в своем очерке о В. Леонтьеве писал: «С Леонтьевым пришло на нашу эстраду понятие «нового романтизма» в лоне той «молодежной культуры», что пытается оформиться в мировоззрение и обновить мир. Для Леонтьева, как ни для кого более, важна роль интуиции, воображения, свободного самораскрытия. Жизнь в его песнях – это поиск, это приключение». [3]   

Сам Валерий Яковлевич в одном из своих интервью подчеркнул: «Меня назвали певцом, который воспевает любовь. Это самое хорошее, что обо мне могли сказать. Это самое крепкое, самое сильное, самое опрокидывающее чувство, которое питает любого человека, а художника, творческую личность – в особенности». [4]

 «Мишель» (муз. А. Укупника и А. Добронравова,  стихи О. Гегельского) – еще  одно неординарное актерское творение В. Леонтьева.  Артист здесь выступает, очевидно, в роли внешнего наблюдателя по отношению к любовной драме, отраженной в сюжете песни. Он сопереживает влюбленным, страдающим от неожиданного и нелепого расставания. В данном случае именно на сопереживании сфокусировано актерское внимание Валерия Леонтьева во время исполнения песни. Творческий интерес артиста привлекает мелодизм музыкальной композиции, острота сюжета, его глубокий смысловой подтекст. Впечатляет чуткость Валерия Леонтьева по отношению к героям песни, к их душевной драме, к проигрываемой ситуации в целом. В. Леонтьев искренен при работе с данным творческим материалом, его интерпретация песни лишена фальши, он внимателен к психологии персонажей, он сочувствует им, и стремиться поучаствовать в их судьбе. Именно за счет использования артистом такого разнообразия актерских и психологических приемов при работе над песней, она приобретает особую эмоциональную наполненность, красочность, в ней острее чувствуется драматизм человеческих отношений.

Хочется сделать небольшое отступление от непосредственной тематики шоу-программы «Шестая жизнь» и сказать несколько слов о клипе, снятом по мотивам сюжета песни «Мишель». На мой взгляд, это один из самых лучших клипов Валерия Леонтьева. Привлекает простота и естественность его сценария, клип иллюстрирует реальную жизненную ситуацию, не отягощая ее чрезмерными спецэффектами или приторной «глянцевостью». Этот клип воспринимается как красивый короткометражный фильм с романтическим сюжетом. Чувственные моменты, граничащие с недосказанностью и сокровенностью,  в клипе преподнесены очень изящно. Это придает любовно-романтическому сюжету клипа особый, редкий «аромат». Впечатляет и восхищает немая сцена в костеле и сцена исповеди. Этот нюанс, органично вплетенный в сюжет клипа, предает всему действу совершенно особый духовный  и сокровенный характер.

 Возвращаясь к воспоминаниям о шоу-программе «Шестая жизнь» мне хочется обратить внимание на песню «Миллионы ангелов» (музыка и стихи Ю. Чернавского). В сценарии  шоу, которое ставится артистом на сцене в течение нескольких лет, всегда есть песни, имеющие стержневое (концептуальное) значение: они позволяют зрителям воспринимать шоу целиком как масштабный спектакль, т.е. единое творческое действо, имеющее ключевую идею и стремящееся к её максимальному актерскому воплощению. А есть песни, которые в рамках уже конкретного шоу как отдельной концертной программы, выполняют иную функцию – придают этой программе разнообразие, усиливают насыщенность красок, повышают уровень театрализации вокально-музыкальных номеров. Набор и сценарная последовательность таких песен во время гастрольного тура подвержены динамике, и могут меняться по желанию артиста и режиссера-постановщика. На мой взгляд, «Миллионы ангелов» - именно такая песня. Её художественный сюжет, музыкальное оформление  и  вокальный стиль исполнения подразумевают легкий эротизм, чувственный порыв, отражение самых интимных и сокровенных эмоций лирических героев. В ней любовно-романтические переживания преподносятся через тонкое сочетание чувств страстного влечения и возвышенной влюбленности. Здесь мужчина восхищается своей возлюбленной, ее красотой, нежностью, чувственностью и притягательностью. Комментируя сюжетную и смысловую линию этой песни, мне кажется вполне уместным обращение к одной библейской мудрости, которая наиболее точно выражает вот это состояние героев песни, и непостижимость человеческим разумом тайны любви мужчины и женщины. Еще в древние времена царь Соломон, задумываясь о смысле бытия, смысле и цели основных человеческих порывов, сказал: «Три вещи для меня непостижимы, даже четыре, которые мне не понять: путь орла в небе, путь змеи на скале, путь корабля в море и путь мужчины к женщине» (Притч. 30:18-30:19). Великий дар Бога человеку – дар любви. Как он масштабен, как глубок, как красив в многообразии своих проявлений, как тягостен в своей безответности и как велик в своей взаимности!

Любовь... Она может быть разной, но она всегда искренна, уникальна, сложна и проста одновременно.

Актерская профессия привлекает нас во многом тем, что дает человеку, избравшему её в качестве дела своей жизни, возможность оценить широкую гамму самых разных человеческих чувств и эмоций, соприкоснуться с масштабным миром разнообразных человеческих характеров и страстей, увидеть во всей полноте ужас человеческой боли и величие человеческого счастья. Актёр имеет уникальную возможность понять жизнь в ее особом многообразии, увидеть её в особом измерении, недоступном человеку другой профессии и поделиться своими ощущениями от увиденного с широким кругом зрителей. Донести до них свое восприятие, поделиться этим, выразить свое личное отношение к тем или иным обстоятельствам, с которыми ему пришлось столкнуться на своем творческом пути.

Но от размышлений вновь перейдем к содержанию  шоу-программы «Шестая жизнь». И еще одна иллюстрация, еще одна песня, усиливающая контраст между художественными элементами шоу – песня Юрия Чернавского «Давай, давай». Это интересная по своему музыкальному содержанию песня, наполненная энергичными танцевальными ритмами, особым образом освежает восприятие концертной программы. Легкий романтический сюжет песни обрамлен в оригинальное вокально-хореографическое оформление сценического выступления с использованием элементов чувственности и пикантности. Вокально-художественные средства, используемые Валерием Леонтьевым при работе с этим творческим материалом, придают герою песни немного дерзкий характер. Лирический герой уверен, оптимистичен и за счёт этого вся сюжетная линия песни воспринимается позитивно и оказывает раскрепощающее  воздействие на зрительскую  аудиторию, заряжая ее оптимизмом и по-настоящему танцевальным настроением.     

 «Черно-белая любовь» (муз. Ю. Чернавского, стихи К. Кавалеряна) – неординарная по своему вокально-музыкальному содержанию песня с особенно высокой энергетикой. Валерий Леонтьев предлагает здесь оригинальную манеру исполнения песни.  Впечатляет бэк-вокал, органично сочетающийся с основным вокалом артиста и синхронно его дополняющий, придавая песне особый оттенок и стиль.

Вообще, творческий тандем Валерия Леонтьева и Юрия Чернавского чрезвычайно самобытен и привлекателен для ценителей их творчества. Песни Ю. Чернавского, находящиеся в репертуаре В. Леонтьева существенно разнообразят этот репертуар, придавая творчеству артиста особенный шарм. Музыка Ю. Чернавского выводит артистический профессионализм Леонтьева на мировой уровень поп-музыки, открывает перед артистом новые творческие горизонты, ставит высокую планку развития, позволяет прикоснуться к разнообразию сценических образов. Практически все песни, написанные Ю. Чернавским для В. Леонтьева, проникнуты чувственностью, их лирические герои имеют высокий уровень внутренней свободы и раскрепощённости, граничащей с дерзостью. Воплощение таких образов на сцене, использование особых вокальных средств при исполнении песен требует от артиста специфической эмоциональности, сосредоточенности на индивидуальности характеров его лирических героев, высокого актерского мастерства. В одном из своих интервью Валерий Леонтьев так отзывается о сотрудничестве с композитором: «Чернавский – человек грамотнейший, грамотнейший музыкант, у него есть совершенно точное ощущение стиля в том, что он делает, точное ощущение звука, какое-то ощущение – как я это должен спеть. С ним работать всегда очень мучительно, но результат мне всегда нравится». [1]

«Шери»  (муз. В. Евзерова, стихи Н. Денисова) – это песня, в оригинальном музыкальном и хореографическом оформлении, стала еще одним притягательным и красочным элементом шоу. Еще один легкий, незатейливый сюжет, погруженный в талантливую поэтическую «оболочку», вновь рассказывает нам о любви. Лирический герой этой песни молод, уверен, влюблен; его характер, очевидно, отличается взбалмошностью и напористостью. Здесь вновь обнаруживается насыщенность образа, который создает в процессе исполнения этой песни Валерий Леонтьев. Этот образ реалистичен, привлекателен, интересен. Впечатляет умение артиста очень точно проникать в суть художественного замысла исполняемого произведения, так тонко воспринять нюансы характера своего героя и воплощать их в своей актерской игре.

Это редкое профессиональное качество, основанное на большом таланте.  «Шери» - нежная история любви, рассказанная артистом немного с грустью, но в большей степени с чувством жизнеутверждающей надежды. Эта песня вовсе не воспринимается как драматичная.  Формат ее исполнения располагает слушателей  к легкости  восприятия этого творческого материала. Она разнообразит шоу-программу еще большим набором красок, выразительностью актерских, хореографических, постановочных и вокальных приёмов, используемых Валерием Леонтьевым и артистами балета «Опасные связи» при работе над ней.  

 «Ночной звонок» (муз. В. Евзерова, стихи Н. Денисова) - еще одна ярчайшая творческая работа артиста, оставившая особый след в душах зрителей. Это очень масштабная песня по своему энергетическому накалу, работа над ней требует от артиста огромной эмоциональной выкладки, особого настроения, чуткости. Очевидно, что Валерия Леонтьева привлекает глубокий драматизм и острота сюжета этой песни, он сочувствует переживаниям своего лирического героя, понимает его отчаяние, доходящее до исступления. Песня невероятно реалистична, жизненна, понятна многим людям. Её тематика вечна, как вечна сама любовь. В одном из интервью Валерий Леонтьев так высказался на эту волнующую тему: «Миp eдин. Это oчeнь нeпpocтoй миp, в кoтopoм cущecтвуют и мужчины, и жeнщины. С oднoй cтopoны, ecть ecтecтвeнныe «пpocтыe» биoлoгичecкиe oтнoшeния мeжду пoлaми, a c дpугoй cтopoны, oни oчeнь oтягoщeны и дpaмaтизиpoвaны пpoблeмaми нpaвcтвeннocти, пopядoчнocти, ceмьи. Этoт миp oчeнь тpудный. <…> У нpaвcтвeнныx пpoблeм в oтнoшeнияx мeжду мужчинaми и жeнщинaми cвoя cпeцификa. Пpoблeмa нpaвcтвeннocти - пoдeлюcь я куcкoм xлeбa или нeт c чeлoвeкoм нeтpудocпocoбным - этo oднa пpoблeмa. И coвepшeннo дpугaя пpoблeмa: кaкиe у мeня вoзникнут взaимooтнoшeния c чeлoвeкoм, кoтopoгo я бpocил или кoтopый бpocил мeня. Здecь paзнaя этикa. А нaциoнaльнocти мы вce oднoй: вce мы чeлoвeки». [5]

Может быть, потому и оказывает эта песня такой яркий волнующий эффект, ведь любовь – очень важный компонент человеческой жизни. Столкновение с разочарованием, безответностью, предательством в любовных отношениях – самая острая, самая сокровенная проблема любого из нас. Для каждого эта проблема приобретает свой индивидуальный оттенок, но все мы в разные периоды жизни  переживаем это состояние с особой остротой, каждый раз получая неповторимый опыт.    

«Кленовый лист» - еще одно лирическое творение творческого тандема Владимира  Евзерова и Николая Денисова. Её художественный замысел и эффект воздействия на публику переливаются иными красками. Песня тоже отличается глубиной отражения романтической реальности, ее жизнеутверждающий сюжет о крепкой взаимной любви зрелой влюбленной пары по-своему притягателен для слушателей. Это очень теплая песня по своему эмоциональному воздействию, она привлекает своим органичным музыкально-поэтическим содержанием, оптимистичностью сюжетного замысла и красивым вокалом артиста.

«Танцуй со мной» (музыка и стихи С. Кулеминой) – неожиданная, яркая, ритмичная премьера лета 2003 года. Зажигательная танцевальная песня зарядила зал филармонии настоящим танцевальным настроением, в очередной раз, подтвердив, что Валерий Леонтьев открыт для творческих экспериментов и эти эксперименты ему нравятся. Высокая эмоциональность, красивый хореографический рисунок сценического действа, оригинальный вокал артиста, яркие образы позволяют зрительскому воображению разгуляться. Всем хочется танцевать, заряжая друг друга теплом и радостью.

«Августин» (муз. Р. Муратова, стихи А. Маркевича) - еще одна оптимистичная, жизнеутверждающая, веселая история, рассказанная артистом по мотивам то ли известной сказки Г.Х. Андерсена, то ли старой австрийской народной песни.

Современная вокальная интерпретация этой истории, исполненная Валерием Леонтьевым с таким задором – впечатляет. И его Августин  становится для нас таким родным, таким близким, таким интересным. С ним тоже хочется встретиться и послушать его песенку о жизни, любви, встречах и расставаниях.

Но любая, даже самая яркая, красивая и фантастическая по своему замыслу история, увы, когда-нибудь заканчивается. Вот и шоу-программа Валерия Леонтьева «Шестая жизнь», озарившая своей грандиозностью, уютный зал алуштинской филармонии теплым августовским вечером 2003 года   постепенно подходит к своему завершению.

«Ты меня не забывай» (муз. Р. Горобца, стихи П. Жагуна) – знаковая, стабильная, концептуальная песня всех концертов Валерия Леонтьева вот уже двадцать лет. Песня в рамках сольного концерта певца всегда приобретает особый, немного грустный смысл, способствует появлению чувства легкого сожаления о предстоящем расставании в душах зрителей. Она очень красива и глубока по своему замыслу. Песня очень символична, она придает концерту особый шарм, добавляя в его сценарий еще больше искренности и тепла, обостряя крепкую взаимную  симпатию артиста и публики.

«Сцена» (муз. В. Евзерова, стихи А. Сулейменова) – еще одна знаковая песня для творчества Валерия Леонтьева в целом, и для шоу «Шестая жизнь», в частности. Особым образом впечатляет финальный номер артиста, содержащий яркие цирковые приемы. Еще один полет. Костюм Пьеро. Магия сценических образов, украшающая сложный по своему эмоциональному накалу вокальный номер. Сцена – главное в жизни любого настоящего артиста. Сцена – то место, та сфера, где личностные качества артиста органично переплетаются с его актерским профессионализмом, и в результате этого на глазах многотысячной аудитории рождается то, что принято называть искусством перевоплощения...

Еще в 2001 году Валерий Леонтьев так прокомментировал появление этой песни в его репертуаре: «Два года назад Володя Евзеров принес мне песню «Сцена» и я сказал: «Это будет финал моего следующего шоу». Во-первых, она про родное: про меня, про каждого человека, который выходит на сцену, про зрителей, про актерскую судьбу, про актерскую долю. В ней очень большая глубина, потому что стихи не банальные, наполненные глубоким смыслом, какими-то образами, которые рождаются сегодня одни, а завтра – другие. Эту песню можно петь каждый день совершенно по-разному, совершенно с разными интонациями, с другим видеорядом и с другой пластикой. Я её долго буду петь с огромным удовольствием». [6]

Красивый полет, красивый финал, яркое, эффектное, запоминающееся шоу с глубоким смыслом и впечатляющим содержанием. Высокая самоотдача артиста и всего творческого коллектива, участвующего в этом процессе, уважение к зрителю, уважение и любовь к профессии, уважение к своему жизненному предназначению. Почему так? Зачем? Какова же основная цель такого творчества? «Просто надо выйти на сцену, выйти к зрителям и создать совершенно какое-то особое настроение, особую атмосферу для того, чтобы они – все, сидящие в зале, почувствовали себя в оазисе красоты, в оазисе жизни, на островке романтики, мистики, мечтательности. Может быть, это им поможет возвращаться после шоу домой по улицам, на которых всё еще очень неспокойно» - народный артист России Валерий Леонтьев. [7]

 

Эссе  подготовлено специально для сайта «Дельтаплан».

 

АвторJuliD*S.

Использование, копирование и тиражирование данного эксклюзивного материала возможны только с обязательным указанием авторства и первичного источника публикации.

Для подготовки эссе помимо личных воспоминаний автора были использованы следующие дополнительные источники и вспомогательные материалы:

 

1. Сквозной комментарий В. Леонтьева в рамках док. программы «О
шестой жизни и не только», 2003 г.;
2. Денисов Н.И. «Хозяйка кабаре – судьба!»: мемуарная проза, Санкт-Петербург,1993
г.
3. Вульф В.Я. Идолы – «звезды» - люди. – М.: Искусство, 1995. – 255
с.: ил.
4. Интервью В. Леонтьева в рамках программы «Шоу звезды», 1997 г.
5. Интервью В. Леонтьева газете «Моя семья», 2002 г.
6. Сквозной комментарий В. Леонтьева в рамках док.фильма
«Безымянная планета», 2001 г.
7. Сквозной комментарий В. Леонтьева, использованный в фильме
сайта «Дельтаплан», о шоу-программе «Полнолуние», 2013 г.

 

Эссе проиллюстрировано подборкой фотографий, соответствующих его тематике, сформированной  автором на основе обработки архива сайта «Дельтаплан» и иных  Интернет-ресурсов.  

                               До новых встреч! С теплом и уважением, JuliD*S.

25 июля - 4 августа 2018 года

 

Комментарии читателей:

дмитрий Киев

Спасибо за воспоминания о шоу...Очень ярком, и на мой взгляд недооценным...Я видел это все вживую на 1 ряду ДК "Украина" в Киеве ,и после глобального " Голливуда" во дворце спорта, имел возможность вблизи видеть, слышать, чувствовать...Живой звук,дыхание,эмоции...Шестая жизнь,как по мне, некий переходный,подготовительный этап между " сложным" Леонтьевым с американским шоу, и более понятным , нашим "Безымянная планета".Песни многие, наверное, лучшие в последнее шоу заслуженно перекочевали.А заглавная песня-Шестая жизнь,действительно очень многогранная, очень долго нигде не издавалась, спасибо инету сейчас есть возможность слушать и наслаждаться! Спасибо автору

Дата:2018-08-14 22:35:28

Цитата Ответить

Птичка Феникс

В преддверии летных:) гастролей Любимого Артиста появилось здесь в разделе Новости ностальгическое эссе о шоу - программе " Шестая жизнь." Спасибо большое Вам, JuliD*S! Я читала с интересом Ваше эссе. Понравилось. Очень профессионально рассказали о шоу " Шестая жизнь" и с нечеловеческим чувством уважения к Артисту.
А наш Любимый Артист опять расскажет нам маленькие истории. Разные... простые и странные, загадочные и прекрасные...И вновь подарит своим зрителям волнующие песни и частичку своего трудного счастья.
Валерий Леонтьев певец, воспевающий любовь. Романтики возвели любовь в ранг святыни и Она совсем не спешит сойти с пьедестала! И Она же заставляет Её и Его спрятать свои защиты, переживая чудесный и небывалый Взлёт.
А Любимый Мастер Песни выйдет на сцену к зрителям, чтобы они - все, сидящие в зале почувствовали себя в оазисе красоты и жизни, на островке романтики, мечтательности и мистики...А зрительный зал восторженно выдохнет - какой-же ОН стройный, красивый и ладный...Любимый Человек.
Внимательным Администраторам СПАСИБО!!

Дата:2018-08-11 20:39:02

Цитата Ответить

***

JuliD*S! Спасибо за красивое эссе :-)

Дата:2018-08-09 11:41:32

Цитата Ответить

Анна

Очень интересное эссе, познавательное и увлекательное

Дата:2018-08-09 10:48:51

Цитата Ответить

Оставить комментарий
Имя:*
E-mail:
Комментарий:*